Спустя 2 месяца после указа президента о восстановлении отмененных электричек, в ряде регионов их опять отменяют, а ОАО РЖД собирается фактически продать поезда пригородным компаниям.
Во всем мире грузовые железнодорожные перевозки прибыльны, а пассажирские убыточны. Проблема решается либо путем прямых госдотаций или, как это делалось в СССР, путем перекрёстного субсидирования пассажирских поездов и электричек за счет доходов от товарняков.
В Советском Союзе железные дороги были единым государственным предприятием, электрички по 10 вагонов ходили на участке Воронеж – Графская каждые полчаса и билеты стоили копейки.
В 2002 году МПС было преобразовано в ОАО РЖД, прибыльные грузовые перевозки отдали куче частных компаний, где «командиры» и их афиллированые лица РЖД гребут деньги лопатой, а пассажирское хозяйство решили перевести на самоокупаемость. В 2011 г были созданы дочки – пригородные пассажирские компании (ППК) – совместные предприятия РЖД и регионов. Сами электрички по прежнему принадлежат ОАО РЖД, которое сдает их в аренду ППК за бешеные деньги. Задача ППК – продавать билеты по цене, которую определяют областные власти и платить арендную плату РЖД. А плату материнская компания устанавливает такую, что себестоимость перевозок намного превышает цену билета. Разницу между выручкой от билетов и арендной платой за поезда по новым законам должен платить регион. Затраты на содержание аппарата ППК тоже ложатся на областной бюджет. И регионы платили. В 2011 году – 12 млн.руб., в 2012 – 80 млн., в 2014 – 176 млн. Аппетиты Российских Жадных Дорог растут с каждым годом в разы. На 2015 год компания запросила у Воронежской области уже 700 млн.руб. В сумму «выпадающих доходов» теперь начинают включать плату за рельсы, контактную сеть и прочую инфраструктуру, контрой пользуются не только пригородные, но и грузовые компании. Не получив от регионов желаемых барышей, РЖД начало с 2012 года отменять электрички. В 2014 году были отменены практически все электрички до Рамони, Грязей, Мичуринска (часть из них была обрезана до Усмани или Графской), прекратилось прямое скоростное сообщение с Липецком, Россошью, Новохоперском, Курском. В разгар предвыборной губернаторской компании, Гордеев сумел договориться с начальником ЮВжд о частичном восстановлении движения электричек до Рамони. В 2015 году было объявлено об отмене поездов на Анну, Касторное, закрытии ветки Грязи – Поворино. В ряде регионов, таких как Вологодская, Псковская области, Забайкалье и др. отменили ВСЕ электрички.
Терпение народа закончилось. В Омске пригрозили, а в Челябинской области реально перекрыли Транссиб. Только тогда в проблему вмешался президент В.В.Путин, потребовав немедленно вернуть отмененные поезда. Однако РЖД, победно отрапортовав президенту, на самом деле восстановило только те электрички, которые были отменены или планировались к отмене в 2015 году. Поезда, отмененные ранее, на линию не вышли.
По-прежнему невозможно уехать из Воронежа в Грязи, Липецк, Россошь. С 8-50 до 15-25 в северном направлении из города нет ни одной электрички. Не лучше положение и на других направлениях. Дорожают билеты.
На днях сообщили об отмене скоростного электропоезда Воронеж-Лиски-Валуйки. Отменяют ряд поездов в Белгородской, Пензенской, Смоленской и Ульяновской областях, якобы по инициативе губернаторов. Несмотря на выделенные федеральным правительством 25 млрд.руб. и отмены НДС на услуги РЖД. Тем временем президент ОАО РЖД Якунин собирается восстанавливать ночные поезда во Франции, строить новую дорогу для «Сапсанов» Москва-Казань, получает 1,3 млн.руб. В ДЕНЬ и строит шубохранилище. Вот куда сбегают наши электрички.
На днях в интернете появилось сообщение о том, что РЖД предлагает передать электропоезда в уставной капитал ППК, а регионы должны заплатить свою долю, равную стоимости этих электричек. То есть по сути продать поезда регионам. А есть ли у регионов деньги на их ремонт, на запчасти, на зарплату машинистам? И сколько потом запросит РЖД за право проезда областной электрички по федеральным рельсам под федеральным контактным проводом под управлением федерального поездного диспетчера?
Реформа железных дорог делается по-американски. А ведь в США нет электричек. Перевелись. Единственная ветка с пассажирским сообщением – Вшингтон-Нью-Йорк-Филадельфия, там богатеньких америкосов возит «Аселла» - аналог нашего «Сапсана». И всё. Дальше едут только товарняки.
Никак не поймет наша буржуйская власть что не могут быть пассажирские перевозки успешным бизнесом. Сейчас электрички везут тысячи жителей пригородных поселков на работу, учебу, горожан на дачи, на природу и к родственникам. Есть предприятия и учреждения в пригороде, где работают воронежцы. Маршрутки просто не в состоянии переварить этот пассажиропоток (кстати их хозяева предупреждают о резком подорожании проезда в случае отмены электричек). К тому же, электропоезд намного удобнее маршрутки, так как не стоит в пробках, не загрязняет окружающую среду, отапливается, а по провозной способности одна даже «куцая» 4-вагонная электричка заменяет 10 «пазиков». Пассажиры электричек это люди небогатые и средств на собственный джип и бензин для него у них нет. Отмена электропоездов реально отрежет деревню от города, народ лишится работы, опустеют деревни, пополнится армия маргиналов, закроются загородные лагеря и санатории.
Железная дорога это предприятие стратегического и социального назначения! Нельзя ее дербанить на частные куски в угоду денежным мешкам.
КПРФ считает необходимым немедленно национализировать ОАО «РЖД» со всеми грузовыми и пассажирскими дочками-сыночками, преобразовать в ФГУП, восстановить единый хозяйственный механизм железных дорог и перекрестное субсидирование перевозок. Только так можно восстановить полноценное пассажирское сообщение.
Товарищи! Мы с вами имеем законное право потребовать от власти скорейшего решения проблемы электричек путем проведения акций протеста на станциях и вокзалах. Опыт омичей, челябинцев, псковитян пора брать на вооружение по всей стране. Будем молчать – будем ходить пешком по шпалам. Давайте бороться – и мы победим!